Мозаика в дизайне интерьеров
Среди всего разнообразия облицовочных и декоративных материалов вряд ли найдется более демократичный и художественный, чем мозаика материал. Маленькие стеклянные кусочки способны создать как прочную, устойчивую к влиянию температур и влаги поверхность, так и весьма замысловатый узор.
В классический период в Греции, под влиянием древневосточных образцов, получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполнявшиеся цветной галькой на полах). В период эллинизма стали создавать мозаичные композиции из цветных камней и смальты.
В раннем средневековье своими мозаиками славился итальянский город Равенна, который украшали мозаикой многочисленные дворцы и храмы.
Высокого совершенства мозаика достигла в ранневизантийский период, когда мозаичными изображениями украшали стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов и дворцов знати.
Вместе с принятием христианства на Русь пришло и искусство мозаики, тесно связанное с фресковой живописью. Первые образцы мозаичной смальты привозились в Киев с Византией. В последствии производство стеклянной смальты было налажено в Киеве в соборе Св. Софии и Михайловском Златоверховском монастыре (Х1-ХП вв.). Соборы поражают величием и богатством мозаичного декора. Даже ступени винтовых лестниц собора Св. Софии были выложены золотой смальтой. Учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков. После татаро-монгольского нашествия, ни один последующий правитель в Восточной Европе не мог позволить себе такого атрибута богатства и просвещения.
Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты — небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней.
На протяжении многих веков мозаика распространялась по всему миру, и каждое государство вносило свои изменения в технику выполнения мозаики. Рассмотрим некоторые направления развития мозаики.
Стеклянная мозаика — наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко используется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор). Имея широкую цветовую палитру, стеклянная мозаика является превосходным материалом для создания художественных панно при оформлении столешниц. Можно изготовить практически любое панно на заказ или выбрать готовое.
Стеклянная мозаика выпускается различной формы, размера, цветов и текстуры. На современном рынке этот вид мозаики можно встретить как традиционной формы в виде квадратных пластинок, так, например, в виде прозрачных или матовых капель Смальта.
Смальта. Под смальтой понимают цветное непрозрачное стекло, представленное чаще всего в форме квадратных пластинок.Как правило, нижняя сторона плиток смальты шероховатая, чтобы клей и затирка лучше держались, лицевая — гладкая или текстурированная, углы слегка скошены.
К основным преимуществам стеклянной мозаики можно отнести ее яркость, разнообразие цветов и оттенков, широкий выбор текстур и декоративных вкраплений. Даже используя простой рисунок, при умелой подборке цветов и их комбинаций можно добиться эффектного результата.
Камень
Травертин, гранит, оникс, мрамор… Натуральный камень с твердым своенравным характером превращается в руках мастеров в послушные кусочки мозаики, из которых можно выложить великолепные панно, напольные декоры. Стоимость натурального камня высока, а вот мозаики из камня стоит вполне приемлемо.
По мимо стеклянной мозаики и мозаики из натурального камня, в настоящее время существует много так называемых мозаичных смесей, например стеклянной и каменной мозаики, выглядит это весьма оригинально.