Керамическая плитка

Керамическая плитка, наряду с другими изделиями из керамики, имеет огромнейшую историю, которая насчитывает уже несколько тысячелетий. Когда именно возник этот вид облицовочного покрытия, и кому принадлежит авторство его изобретения доподлинно неизвестно. В ходе археологических раскопок проясняются новые детали, обнаруживаются новые факты существования керамической плитки или её более ранних аналогов на территории той или иной исторической местности. Все объясняется тем, что глина наряду с древесиной является древнейшим материалом, который человек научился обрабатывать. Благодаря своей пластичности и податливости она пользовалась с успехом ещё на самой заре человечества. По сведениям учёных широкое распространение обожжённые на костре глиняные фрагменты появились к V тысячелетию до н.э. В Древней Греции, Риме, Египте и Вавилонии керамика появилась и стала распространяться еще во II и I тысячелетиях до нашей эры. Самая первая керамическая плитка была очень дорогостоящим товаром. Позволить себе купить ее могли только самые богатые люди той эпохи: императоры, советники и священнослужители. Логично, что керамику в те дни применяли исключительно для декорирования храмов, дворцов и самых знатных сооружений.7
В 600-500 годах до н.э. в Вавилонии были возведены ворота, которые целиком покрывал потрясающе красивый глазурованный синий кирпич с изображениями львов и драконов – это был прототип современного кафеля. Толщина слоя глазури на этой плитке составляла 1 см, что помогло сохраниться фрагментам отделки до нашего времени.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
На Руси в 13–14 веках в Пскове широко распространилась муравленая черепица, т. е. глазурованная. Ей покрывали купола православных храмов.
В подземных галереях Псково–Печерского Свято–Успенского монастыря расположено более 100 совершенно уникальных могильных монашеских плит (примерно 60х40 см), вмурованных в стены, называемые керамиды. Они изготовлены из глазурованной обожженной глины. Эти древние памятники глазурованной керамики чудом сохранились и сегодня. Греческое направление в производстве керамической плитки на Руси активно развивалось вплоть до XVII века, и было полностью подчинено церкви. Сначала производство было сосредоточено в Киеве, где появились первые на Руси мастерские, а после монголо-татарского нашествия основные производственные центры перекочевали в Москву и Псков.
В строительстве древнерусских храмов большое распространение нашло применение технологии облицовки поливной керамической плиткой. Изобретением поливы русские мастера обязаны Древнему Египту. Именно там это стекловидное покрытие впервые используется для глазурования бус из стеатитового камня. Такая плитка применялась в основном для выстилки полов в древнерусских храмах. Софийский собор и Десятинная церковь украшались посредством именно таких керамических плит.
Русские мастера несколько видоизменили эту традицию применения поливных плит. На своей родине эта технология подразумевала использование мраморных плит. Поскольку русские мастера не обладали большим количеством мрамора, то он был заменён в строительстве на керамику.21 Также новшеством было и использование поливных плит в качестве напольного покрытия. До этого они были лишь украшением карнизов и прочих архитектурных деталей. С тех пор и широко распространяется изразцовое творчество. Дальше оно образует отдельную школу, которая сначала догоняет, а потом даже и обгоняет по технологиям традиционную на Руси греческую школу производства керамической плитки. Из-за того, что изготовление классической керамической плитки было полностью монополизировано церковью, изразцовое творчество находит распространение именно в период XVII века, когда государство подчиняет себе церковь.
К этому времени в значительной степени развиваются технологии многоцветной архитектурной керамики, секрет производства которой ныне утерян. Эта керамика напоминала по структуре мозаику из натурального камня. Использовалась для создания икон и различных настенных украшений.
Однако наивысшей степени развития удаётся достичь изразцовому творчеству. Сохранившиеся до наших дней образцы изразцов периода XVII–XVIII веков и сейчас очень высоко ценятся. Производились они для облицовки печей и других отделочных работ. Часть из них шла на экспорт в виде подарков, преподносимых руководством государства представителям других стран.23
22
Одним неоспоримым лидером современности в производстве керамической плитки является Италия. История итальянской плитки начинается с IX века н.э.. В это время из Испании в страну попадают первые образцы высокопористой майолики. Испанская майолика подходила лишь для облицовки фонтанов. Благодаря нанесенной на её поверхность по испанской технологии глазури, плитка становилась водонепроницаемой и стойкой. Однако внешний вид таких образцов оставлял желать лучшего.
Итальянский мастер Лука де ла Робиа, живший и работавший во Флоренции X века, добился того, что глазурованная майолика производства его мастерской приобрела ещё и декоративную функцию. В этом заключалась его главная заслуга. Именно благодаря его экспериментам возникла неповторимая по своей красоте итальянская керамическая плитка. Испанцы, подарившие основную технологию производства, ставили упор на качество получаемой облицовки. Итальянцы же главным критерием считали красоту изделий.
Основное изобретение итальянского плиточника заключалось в том, что он догадался добавлять искусственные красители в состав глазури плитки. Добавляя различные химические вещества в глазурь, удавалось изменять её цвет, играть оттенком. В производстве глазури Лука де ла Робиа использовал медь, марганец, кобальт и другие вещества.
Итальянскими мастерами было поставлено немало экспериментов в области производства керамической плитки. Был найден особый вид глины, из которой производился глазурованный фаянс высочайшего качества.
Производство керамической плитки, как правило, начинается с подготовки сырья. Это могут быть смеси различных материалов: глина, кварцевый песок, карбонаты. Каждый изготовитель вырабатывает свой, сугубо эксклюзивный процесс, используя лучшие виды полевого шпата, кремнезема и технических красителей. 17
Керамическая плитка с очень давних времен служит украшением человеческого жилья. Она абсолютно устойчива как к холоду, к жаре, так и к свету, керамическая плитка является очень прочным и красивым материалом для облицовки. В современном мире этот облицовочный материал очень популярен, керамическую плитку применяют, как для отделки внутренних помещений, так и для отделки наружных фасадов зданий.
Технологии производства этого материала развились до такой степени, что современные плиточные фабрики способны выпускать в большом количестве керамическую плитку высочайшего качества. Каждому потребителю теперь доступна испанская и итальянская плитка отличного качества, которая по праву считается лучшей в мире. Причиной тому является значительное снижение цены вследствие усовершенствования технологий производства, и популяризация этого облицовочного материала в массах.Секретом получения качественного нового материала является тщательно отработанный технологический процесс производства, который непрерывно совершенствуется. В основе его — обжиг при высокой температуре, варьирующейся в зависимости от типа материала от 900 до 1 200 °C. Для производства используется самый разнообразный природный сырьевой материал. Корпус плитки готовится из смеси глины (для придания пластичности), кварцевого песка (для придания твердости корпусу плитки) и полевого шпата (для придания плавкости). Для приготовления глазури используется песок, каолиновые глины, предварительно заготовленная стеклянная крошка, а также пигменты на основе оксидов (для придания цвета).Для изготовления корпуса плитки сырьевые материалы тщательно измельчаются и перемешиваются для получения совершенно однородной массы для последующей формовки. Для формовки применяется два метода — прессование и экструзия. Прессованная плитка получается из порошкового раствора, который уплотняется и прессуется под высоким давлением. Экструдированная плитка получается при помощи пропускания через соответствующие отверстия влажной смеси сырьевых материалов, придавая ей конечный вид.Метод прессования позволяет жестче контролировать размер, и, вдобавок, получать поверхность лучшего качества.После формовки плитки, прежде всего, высушиваются для удаления небольшого содержания влаги. Затем подвергаются обжигу (неглазурированная плитка). Химические и физические характеристики — плотность, устойчивость к механическим и химическим воздействиям — она приобретает в процессе обжига. При обжиге высокая температура придает материалу устойчивость к агрессивным химическим веществам и физическим воздействиям окружающей среды.
Керамические плитки подразделяются на неглазурованные и глазурованные. Глазурь (нем. Glasur, от Glas — стекло) — стекловидное защитно-декоративное покрытие на керамике, закрепляемое обжигом (прозрачное или непрозрачное, бесцветное или окрашенное).Неглазурованные плитки практически однородны по всей толщине и обычно не имеют никаких декоративных рисунков.Глазурованные плитки могут быть одинарного обжига и двойного (на первично обожженное изделие наносится эмаль, и оно подвергается повторному обжигу).
В результате различных вариантов сочетания технологических процессов (например, разовый обжиг или двойной обжиг), использования разного исходного материала (белые и красные глинистые породы), а также формовки (прессовка или экструзия), производятся различные виды керамической плитки.